Главная → Новости → Особенности выхода из строя профессионального звукоусилительного оборудования (часть 3)

Особенности выхода из строя профессионального звукоусилительного оборудования (часть 3)

19 июля 2021

Звуковое оборудование в АлматыКогда подходят к концу многочасовые посиделки в Интернете и многодневные походы по музыкальным магазинам, пугающие однообразием выбора товаров из «Поднебесной», а так же ваши или, что лучше  чужие зелёные рубли, наступает истинное блаженство  в преддверии того процесса, ради которого вы и терпели все эти неудобства.

И так – ИНСТАЛЛЯЦИЯ!!! Сколько могущественного и непознанного в этом незнакомом для многих потребителей слове. А чтобы Ваша первая инсталляция не закончилась для вас дефинистрацией, нужно выучить основные правила коммутации.

Хотим мы этого или нет, но нам придётся вернуться к той самой последовательности из первой статьи и продолжить в духе «дедка за репку…». Первым, как Вы уже догадались, опять будет источник. Сегодня все прогрессивные «звукоупотребители» даже не сомневаются, что сигнал с источника, будь то минидиск, магнитофон или CD проигрыватель, выходит в стерео формате. А что такое стерео формат – это два разъёма на задней панели «типа» тюльпан и в комплекте сдвоенный провод – тюльпан-тюльпан. Чтобы быстрее перейти к многоканальному микшерному пульту, купленному за приличные «бабки», давайте сразу купим переходник тюльпаны-стерео джек и попробуем его куда-нибудь воткнуть на своём многоканальном. Как правило, большинство многоканальных пультов в ценовой категории выше средней имеют симметричные входа, микрофонные XLR и линейные Jeak. Подробно изучив паспорт пульта, что уже является исключением из правил, и убедившись, что к джековому входу в пульте тоже подходят два провода, многие не раздумывая втыкают туда свой источник со стереосигналом. И подключив всё это к сети вместе с усилителем, с ужасом понимают, что с колонками их всё-таки обманули, вокал и инструменты ушли вдаль, а низа нет совсем. На самом деле на симметричный вход нужно подавать симметричный сигнал, который со стереосигналом не имеет ничего общего. На симметричном входе полезный сигнал складывается, а сигнал помехи противофазно вычитается. Стереосигнал в данном случае вычитается, и на выходе пульта мы имеем противофазную результирующую составляющую. Чтобы всё-таки раскрутится в этой техно-лингвоэквилибристике, нужно левый и правый выходы источника подать на разные входы пульта, используя моно-джеки, и развести панораму в разные стороны (если в пульте отсутствуют стереовходы).

Ещё один подводный камень лежит как раз в области симметричных входов и моно-джеков. Если Вы подаёте на симметричный вход несимметричный сигнал, то это лучше делать с помощью моно-джека, так как в противном случае (фазу-минус) перемычкой сажают на землю. Если этого не сделать, придётся увеличить уровни на фейдерах пульта для выравнивания по чувствительности. Хочу признаться, что я сознательно ухожу от подробного разъяснения многих физических процессов, и поэтому вам нужно либо поверить мне на слово, либо потратить своё драгоценное время на эксперименты, и деньги на ремонт аппаратуры. Хотелось бы уже перейти к усилителям, многие из которых тоже имеют симметричный вход, но пульты пока не отпускают. Не могу обойти стороной специфические дискотечные инсталляции, включающие массу иногда бесполезных приборов, таких как дистрибьютор на два усилителя и т.п., работающих обычно, как защита от … Здесь приобретается ди-джейный пульт имеющий тюльпаны на входе и выходе вместе с джековыми и XLRовыми. Выход он и есть выход считает эксплуататор звукоусилительной продукции, и дабы не заморачиваться на XLRовых распайках, часто к мультикабелю подключают выход с тюльпанов самодельными проводами с массой различных переходничков. А в инструкции по эксплуатации пульта написано, что выход на XLR имеет сопротивление 600 ом и является симметричным, а выход на тюльпанах имеет сопротивление от 10 до100 килоом. Вспоминая, что на том конце мультикабеля находиться вход усилителя мощности, имеющий входное сопротивление от 10 до 50 килоом, а при параллельном включении меньше в число раз, равное числу параллельных каналов. В этом случае мы имеем потерю чувствительности, и получив режекторный фильтр с RC цепью, образованной высоким выходным сопротивлением пульта и ёмкостью длинного экранированного провода в мультикабеле, естественный спад высоких частот -3 db на октаву. С переходничками, тоже нужно быть осторожней, так как они имеют весьма сомнительное покрытие, а разные металлы и их окислы, если Вы помните из физики, являются полупроводником, и у вас есть возможность скомутировать сигнальные цепи через диод. И ещё неприятный момент, связанный с несогласованностью выходного сопротивления пульта с низким входным сопротивлением спараллеленых усилителей. В этом случае можно не только получить потерю уровня сигнала, но и модуляцию широкополосного сигнала – низкочастотной составляющей, слышимой, как искажённый хрипящий звук. Здесь и используют дистрибьютор, вместо того, чтобы взять с пульта низкоомный, симметричный сигнал, который можно нагружать на десяток усилителей без потери качества и использования дополнительных приборов, тем боле, что сегодня любой усилитель имеет параллельные входы (link) и свои регуляторы уровней.

Ещё раз о первой инсталляции, когда к пульту нужно подключить лимитер-компрессор и эквалайзер. Из-за указанных выше проблем, не следует включать их последовательно с пультом, а использовать включение в разрыв цепи имеющейся во многих микшерных пультах.

Вот мы, и подошли к усилителям, а оказалось, что самое главное уже прозвучало выше. А не сказал я лишь про фазировку, которая напрочь может испортить все потуги связанные с распутыванием вышеизложенного, коммутационного клубка. Забегая вперёд нужно сказать, что нет разницы, где нарушена фазировка. Это может быть и в неодинаковой распайке акустических кабелей, и в перепутанной распайке симметричного кабеля, где в одном из каналов перевёрнута (фаза+) и (фаза-).

В последнее время, модно стало использовать активные сабвуферы и сателлиты. Если использовать продукцию одного производителя, то проблем быть не должно, при соблюдении правил коммутации. А если, например сабвуферы от разных производителей, то из-за разных схемотехнических решений может иметь место сдвиг фазы одного бокса, относительно другого. В более дорогих моделях для согласования одного активного саба с другим по фазовым характеристикам, есть или переключатели поворота фазы (0 – 180°) или регулятор плавного сдвига фазы. При несогласованной фазе низкочастотных, активных боксов происходит взаимоуничтожение низкочастотной энергии. Так же если вы используете в своей инсталляции активные низкочастотные акустические системы и активные сателлиты, разных производителей и разной конфигурации, при их отстройке нужно пользоваться специальными дорогостоящими приборами и желательно, чтобы это делал специалист в этой области, а не Ваш хороший знакомый, который Вам когда-то отремонтировал телевизор.

Возвращаясь к усилителям мощности, к которым подключаются акустические системы, мы остановимся на акустических кабелях, которыми они и коммутируются. Если вы используете в звукоусилительном комплексе больше одной акустической системы, независимо в стерео или моно варианте, то они должны работать синфазно. Для этого нужно следить за правильной распайкой акустических кабелей. Но эти банальные истины думаю, не стоит подробно описывать в данной статье. А то, что сечение и длина кабеля должны соответствовать сопротивлению и мощности акустических систем - начинающий инсталлятор знать должен. Чем меньше сопротивление акустической системы и длиннее кабель, тем больше должно быть сечение, которое в идеале рассчитывается по плотности тока. Не в коем случае нельзя акустические кабели большей, чем требуется длины, сматывать на катушки (особенно на металлические), в этом случае Вы получите катушку индуктивности и будете усилителем разогревать кабель, серьёзно потеряв в громкости и частотной характеристике акустических систем. При грамотной коммутации, усилители ставят рядом с акустическими системами, минимизируя потери в акустических кабелях, удлиняя слаботочную сигнальную коммутацию. Но практически во всех малобюджетных дискотеках, делается наоборот.

Всё, что я описал в этих опусах, к сожалению, взято из реальных ситуаций, с которыми мне приходиться сталкиваться ежедневно. Семь из десяти потребителей, после приобретения дорогостоящей аппаратуры, сначала включают её в розетку, а потом читают в инструкции, почему всё-таки пошёл дым. Это наша действительность, с которой приходится считаться российскому производителю.

И всё-таки, что такое инсталляция, спросите вы, прочитав эту статью, и будете абсолютно правы. Это всё же ознакомительный материал для тех, кто сталкивается с этими проблемами впервые, или уверенных, что всё уже знают. Естественно в рамках одной статьи, не возможно описать всего, что нужно знать при подключении и настройке профессиональной аппаратуры. Любая инсталляция начинается с акустического оформления озвучиваемого помещения, используя расчетные данные по откликам на отражённый сигнал, измеренные с помощью специальной аппаратуры. При покупке акустических систем вы должны руководствоваться объёмом озвучиваемого помещения, а не суммой отведённых на это средств, а в лучшем случае у специалистов сделать виртуальный компьютерный анализ различных акустических систем в вашем помещении, до их приобретения. Для этого существуют профессиональные компьютерные программы, стоимостью  несколько тысяч $. И естественно вы должны сознавать, что при выборе акустических систем, для получения равномерного звукового поля в вашем помещении, главное не мощность и частотный диапазон, а чувствительность, фазочастотная характеристика и диаграмма направленности. А если вы уже потратили значительную для вас сумму на приобретение аппаратуры, не экономьте 10% от этой суммы на профессиональную инсталляционную команду, способную решить все ваши проблемы, связанные с подключением и настройкой комплекта аппаратуры, используя свой опыт и знания, а так же имея все необходимые измерительные приборы. Или обратитесь к производителю.

Звуковое оборудование в Алматы

Источник: asraudio.ru