Каталог товаров
Новости все новости
20 Секретов мониторинга звука
Если вы работаете с самыми лучшими мониторами, вы ещё не гарантируете себе очень качественный мониторинг. Вам нужно убедиться, что ваша работа проходит на самой превосходной системе. Специалист по миксу Мартин Уолкер даёт некоторые рекомендации по тому, как создать такую систему.
1. На итоговое качество вашей музыки влияют не только ваши навыки микширования, в этом деле должна быть надёжная и мощная мониторная система. Здесь часто появляется проблема, особенно у тех, кто записывает в личных студиях. Она заключается в том, что их микс-треки не «гибкие» – они могут превосходно звучать на их аудиосистемах, но выпадают из равновесия на других системах. Хотя такую проблему можно устранить, купив более дорогие колонки. Но это только решение проблемы наполовину. По сути, многие люди создают классные миксы и на довольно дешёвых мониторах. Просто они знают, как зазвучит их микс на другой аппаратуре. Решение таково – нужно удостовериться в получение необходимого звука от различных мониторных громкоговорителей. И это вовсе не значит, что здесь потребуются большие затраты.
2. Ваша цель – приобрести новые мониторы или усовершенствовать имеющиеся. В этом случае вам придётся выбрать что-то с нейтральным звуком. Сегодня большим спросом пользуются колонки, которые звучат детально и агрессивно. Однако применение подобных мониторов может привести к такой ситуации, когда на прочих акустических системах ваши треки будут звучать излишне мягко. Одни полагают, что если ваши мониторы имеют хоть какую-то тональную тенденцию, то всё это должно встать напротив вашего музыкального творения. И если вы желаете получить музыку с преобладанием баса, то работайте с мониторами, в которых есть лёгкое басовое звучание. И наоборот.
3. Если в вашем распоряжении имеются дорогие мониторы с кристальным и детальным звуком, учтите, что на более простой технике могут потеряться тонкие второстепенные составляющие. Поэтому рекомендуется делать неоднократную проверку звучания на бюджетных и даже «отвратительных» колонках. Большинство инженеров по звуку работают с двумя парами мониторов. Одна характеризуется высоким качеством и используется для детальной работы, другая «более типичная» — для проверки звучание микса в реальном мире.
4. Используйте в работе усилитель с хорошей мощностью. Так вы сможете правильно раскачать динамику. Можно к мощному усилителю подсоединить маленькие динамики, перемещающиеся без проблем и имеющий суперчистый звук. Осторожно относитесь к работе со слабым усилителем с мощными дорогостоящими колонками. Всё это может привести к лишним расходам, связанным с ремонтом. Если выходные каскады перегружены, усилитель может заклиповать и начать срезать верх звуковой волны. При этом под генерацию попадает масса гармоник, которые могли бы испепелить высокочастотные динамики. Если ранее вы их уже заменяли, то это и могло вызвать проблему. Используйте более мощный усилитель и тем самым избежите повторения проблемы.
5. Проверьте надёжность и прочность кабелей, соединяющих усилитель с колонками. Можете использовать высококачественное оборудование или похуже, но помните, что кабель низкого качества серьёзно угрожает вашему звуку, в большей степени в области басов.
6. Финальный звук также зависит и от размещения колонок. Дистанция между мониторами ближнего поля должна составлять 1,5-2 метра, и столько же от ваших ушей. Лучше поставить колонки по углам абстрактного равностороннего треугольника, в котором ваша голова станет третьим углом.
7. Лучше ставить колонки как можно дальше от углов помещения, чтобы не допустить излишних басов. Не игнорируйте советы производителей по расположению по отношению к тыловой стене. Одни рекомендации основываются на басовом усилении, получаемом при постановке мониторов как можно ближе к стене. Другие выглядят сбалансированными при достаточно далёком размещении от тыловой стены. Лучше ставить мониторы на одной и той же дистанции от боковых стен. Иначе у них будет разный звук, и стереокартина испортится. Ещё рекомендуется размещать мониторы так, чтобы дистанция до тыловой стены имела отличия с дистанцией до стен по бокам. Так вы значительно снизите искажения от акустики помещения.
8. Высокочастотные динамики следует располагать на уровне ваших ушей, поскольку высокие частоты содержат много данных о направленности. По этой же причине большинство мониторов нужно чуть повернуть вовнутрь. При этом обе пищалки должны смотреть непосредственно на ваши уши. Если вы постоянно устраиваете прослушивание вдвоём, то нужно уменьшить такой угол поворота и сделать так, чтобы каждый высокочастотный твиттер направлялся на воображаемый центр за вашей головой.
9. Уделите внимание углу между мониторами, двигая стул по направлению вперёд и назад. Когда вы находитесь очень близко, получаете неприемлемо широкое стереоизображение. У вас могут возникнуть затруднения в работе с центральными монофоническими звуками. Когда вы располагаетесь очень далеко, то уменьшается ширина стереобазы.
10. Если у вас есть помощники, то расположение громкоговорителей можно сделать наоборот – передвигайте колонки при прослушивании. Выберите наиболее подходящее положение для вашего стула и неторопливо двигайте мониторы. Здесь нужно слушать в моно. У вас должно образоваться мощное центральное изображение на половине расстояния между колонками. А после некоторой ширины ясность будет слабеть.
11. После того, как правильно разместите мониторы, прослушайте на них много качественных стерео материалов и подкорректируйте угол между ними, чтобы сделать оптимальный звуковой центр. Подвигайте головой в разные стороны, чтобы определить размеры такого «приятного пятна». Хотя на его размер больше воздействуют конструкции колонок, но и положение тоже очень важно.
12. Обычно мониторы ближнего поля ставят на жёсткие, очень прочные стенды. Но существуют и особые настенные полки, характеризующиеся очень высокой прочностью. Они нужны тогда, когда требуется поставить колонки рядом с тыловой стеной.
После установки громкоговорителей, необходима их жёсткая фиксация в наилучшем положении. Даже небольшое колебание или раскачивание испортит ваш звук. Учитывайте это всегда. Когда происходит движение диффузора басового динамика вперёд, а корпус колонки стремится отойти назад. Если это происходит, он затрагивает и басы, и высокие частоты, которые теперь возникают из перемещающегося источника. Звуковая волна в пространстве в пределах 10 кГц имеет длину чуть больше дюйма. Поэтому может быть нанесён серьёзный урон центра и чёткости самых высоких частот.
13. Не следует устанавливать мониторы на микшерский пульт. Во-первых, такая поверхность недостаточно жёсткая, а во-вторых, эта поверхность действует с эффектом зеркала и повышает средние частоты.
14. Большинство напольных стендов снабжены регулируемыми шипами, которые обеспечивают стойкость и на неровных полах. Между контрольными мониторами и подставками можно расположить неопреновые прокладки. Они позволят не шокировать половицы низкими частотами и не испоганят ваш бас.
15. Расставив всё, как нужно, проведите ещё одну проверку всей мониторной системы – прослушайте несколько отлично сведённых коммерческих треков. Если у звука есть проблемы, возможно, виновата акустика вашего помещения. Студийная акустика – тема, на которую написано немало книг. И здесь можно привлечь специалиста. Но есть несколько простых способов, которые вы можете проеделать самостоятельно, чтобы улучшить многие помещения.
16. Для начала нужно удостовериться, что вся техника для записи звука размещена логично в симметричной форме. Чтобы достичь лучшего стереозвучания, левая и правая части вашего студийного помещения должны зеркально отображаться. Можно ещё попытаться не допустить отражения звука от стены за вами. Они могут взаимодействовать с прямым звучанием от мониторов.
17. Если у вас нет большого и акустически нейтрального помещения, не применяйте мониторы с очень широким басовым диапазоном. Это только ухудшит проблемные участки вашей комнаты и даст ложные данные о работе баса. Для скромных и миниатюрных студий есть одно адекватное решение – срез низов примерно от 60 Гц. К тому же сильное басовое действие мешает сосредоточиться на определяющем среднечастотном диапазоне. Этим вы можете впечатлить своих клиентов, но не приведёт к хорошему миксу.
18. Объекты в студии могут слишком рано отражаться, тем самым загрязнять звук и ухудшать стереокартину. Представьте, что каждый монитор выпускает лазерный луч. Прямой путь лежит между динамиками и вашими ушами. Но нужно учитывать и другие пути, вовлекающие только одно отражение. Можно найти такие пути сильных отражений при помощи зеркала. Пусть кто-нибудь подержит его на потолке, стенах и рядом с габаритными объектами между вашим естественным положением во время прослушивания и мониторами. Если в зеркале вы видите колонки, то вы такой путь отыскали.
19. Мониторы ближнего воздействия не следует класть на боковую сторону (если только это не подразумевает их конструкция). Ведь разрушится фазовое совпадение звуков от динамиков самых верхних частот, басов и середины. Такое происходит даже при незначительном сдвиге от точной середины «приятного пятна».
20. И не забывайте — всегда проверяйте свои микс-треки на различных аудиосистемах. Нет совершенно безупречной мониторной системы. Даже если бы она существовала, так или иначе вы обязаны проверить звучание ваших миксов на более скромной технике, которую использует большинство конечных слушателей. Если ваш трек кажется качественным и на автомобильном магнитофоне, в звучании моно и на одном небольшом динамике, значит, вы поработали хорошо.
Звуковое оборудование в Алматы
Источник: eshop-music.ru