Главная → Новости → Световое оборудование, рекомендации по выбору. Cветовое оборудование в Алматы

Световое оборудование, рекомендации по выбору. Cветовое оборудование в Алматы

29 апреля 2014

Клуб без света - шампанское без пузырьков!

Cветовое оборудование в АлматыТак уж сложилось, что световое шоу стало неотъемлемым признаком клубной культуры, визуализацией настроения и катализатором эмоций клабберов. Сомневаться в необходимости оснащения клуба световым оборудованием может разве что клинический фотофоб.

Среди многих определяющих факторов, влияющих на выбор конкретной аппаратуры, можно выделить три основных: это направленность (стиль), архитектурные особенности, бюджет. И если последние два пункта ставят жесткие рамки, то в контексте первого выбор просто огромен. И тут есть от чего впасть в уныние - как сделать правильный выбор среди такого разнообразия, как выжать максимум эффективности?

Для многих вопрос "светофикации" решается по простому принципу, не вдаваясь в детали: - чтобы было круто! Возможны варианты, но результат такого подхода легко узнаваем - некое подобие шоу- рума с бессмысленным набором световых приборов, поиск оправданного применения которым не раз введет лайтмастера (LM) в глубокие раздумья. В результате "крутизна" приобретенного светового оборудования известна только бухгалтерии, принявшей на баланс загадочные moving head, да нескольким особо приближенным, знающим потраченные суммы. Инсталляция часто не получается, несмотря на то, что некоторые приборы могут быть очень даже интересными. К сожалению, такая картина не редкость в нашей непростой клубной индустрии. Любимые грабли отполированы до блеска о лбы непробиваемых заказчиков, для которых уверения типа "все будет круто и очень за недорого!" и есть основной принцип выбора.

Но посмотрите на прокатчиков - ничего лишнего, однако, если они работают на каком-то мероприятии, то разницу с местным светом видно невооруженным глазом. Даже если местное оборудование значительно дороже. Самое смешное, что секреты такого феномена ни для кого не секрет. Вот и давайте вспомним эти "несекреты".

В недалеком прошлом парк световых приборов был ограничен автоматическими музыкально- управляемыми "крутилками", которые имели несколько неприхотливых заложенных цветовых и пространственных вариаций. Работа такого света напоминала "светомузыку" 80-х - ярко, красочно, но бессмысленно и надоедливо. За недорого. Почему-то от многих современных заведений остается такое же впечатление, несмотря на наличие суперсовременного оборудования. За очень дорого. Световые приборы - это всего лишь инструмент, краски в руках художника. Никакое оборудование не будет работать само по себе, им нужно управлять. Даже простые автоматические приборы имеют регулировки. Поэтому необходимо иметь квалифицированного художника по свету, инженера по профессии и клаббера по духу, а не дежурного электрика в этом качестве. В отличие от DJ, который ставит уже кем-то заложенное настроение и может лишь варьировать им в небольших пределах доступными эффектами и своим мастерством, LM должен это настроение создать с нуля. И не просто создать, а визуализировать, сделать его видимым, осязаемым. В наше время все технические возможности для этого есть, линейка современных интеллектуальных приборов имеет столько возможностей для реализации творческих идей, что при соответствующем подходе можно не опасаться быть на кого-то похожим, даже с подобным набором оборудования.

Т. е. эксклюзив, который так жаждет получить заказчик, - это не только набор уникальных приборов или их мудрёная развеска - это уровень креативности и мастерства постановщика светового шоу. Который, если повезет, будет работать у вас лайтмастером.

Наличие в штате профессионалов - самый главный пункт, несоблюдение которого делает любую световую инсталляцию бессмысленной тратой денег, светомузыкальной "приставкой". К сожалению, у нас нет Школы мастерства в этом жанре, желающим стать LM до всего приходиться доходить самостоятельно. И уж надо обладать некоторым чутьем, чтобы из толпы амбициозных претендентов выбрать того, кто сделает имидж вашему заведению.

Посредником между талантом лайтмастера и непосредственно световыми приборами является пульт управления, неправильный выбор которого может свести результат к той же "цветомузыке". Есть разряд клубов, где от пульта требуется только перебор заранее запрограммированных секвенций, поэтому нет смысла применять там "навороченные" дорогие пульты с расширенными оперативными возможностями. Но такой тип заведений теперь мало востребован, хотя и продолжает как-то существовать. Современные тенденции заставляют по-новому оценивать значение всех технических составляющих, в том числе универсальность и оперативность световых пультов. Сейчас клубы проектируются с учетом возможности реализации многопрофильных задач, от пресс-конференций до постановки мюзиклов. В такой ситуации использование любимого многими инсталляторами "Storm"а или компьютерного софта с платой DMX в качестве пульта не решает поставленных задач должным образом ввиду ограниченных возможностей, независимо от квалификации персонала. Поэтому не стоит экономить несколько процентов от общей световой сметы на достойном пульте, результат выйдет дороже.

Конечно, такой пульт потребует от лайтмастера максимальной отдачи, напряжения, активности, но ведь за этим его и пригласили.… Кстати, у наших заграничных друзей практически уже не увидеть уткнувшихся в монитор "ботаников", вяло реагирующих на происходящее (знакомая картина?), LM там "пашет" не меньше, (а то и больше!) DJ-я. Часто они находятся рядом и работают так эмоционально, что иногда даже нельзя понять - кто из них кто? В течение одной композиции LM может сделать десяток различных световых акцентов, используя все возможности пульта и приборов, и всегда (!) попадая в ритм (или в бит, как говорят DJ-и). И это правильно, только при таком подходе можно оправдать немалые сметы на световые инсталляции, заставить свет "отрабатывать". Другой вопрос, что за такую работу гонорар лайтмастера тоже должен быть соответствующий. Но господа, разве гонщики "формулы-1" получают так же, как таксисты? А ведь стоимость светового оборудования может составлять не одну F1, и виртуозное управление коим требует немалого профессионализма. Который и должен соответственно вознаграждаться.

Однако вернемся к нашим проблемам. Каждый прибор имеет свои характеристики, которые могут раскрыться далеко не везде, а где-то будут вообще противопоказанными. Решать, чего и сколько нужно конкретно, должен привлеченный заведением специалист, хорошо знающий его концепцию, возможно совместно с фирмой-инсталлятором. От последней требуется в основном честно показать достоинства и недостатки предлагаемых приборов, а не советы типа "это будет просто отпад"! В идеале хорошо бы заинтересовавшие приборы привезти на площадку для "примерки" на месте. Выбор сейчас настолько огромен, что одну и ту же идею можно реализовать несколькими способами и бесчисленными вариантами комплектаций. Ориентироваться здесь нужно на локальные предпочтения и возможности. Например, на расположенную ближе всех фирму - её сотрудники всегда быстро приедут при необходимости. Или вы к ним. Хорошо также, когда вместе с предложением вам предоставляют всю техническую документацию, чертежи, характеристики и т. д. Но еще более замечательно, если будущую инсталляцию вам смоделируют в виртуальном трехмерном виде (например, как на картинке). Современные технологии позволяют создавать анимацию или виртуальную прогулку по объекту в реальном времени. В таком представлении невозможно что-то скрыть, многие неучтенные мелочи сразу будут обнаружены. Да и объясняться так проще, чем на "пальцах". В общем, во всех отношениях весьма полезная технология.

Немаловажно учитывать допустимые электрические нагрузки и стабильность сети - если напряжение имеет тенденцию пропадать или "проседать", пусть даже кратковременно, то с разрядным светом, которому нужно не менее 5 минут на перезапуск, будут большие проблемы. Поэтому разрядный свет стоит "разбавить" галогеновым, чтобы после "мигания" не остаться в кромешной тьме. Да и с художественной точки зрения будет больше возможностей. Многие "звездные" райдеры требуют наличия PAR вместе с современными интеллектуальными разрядными приборами. Поэтому простор для фантазии в этом смысле не ограничен. Важно, чтобы все работало на функциональность и не выбивалось из стиля заведения.

Основная нагрузка, конечно, будет на динамических приборах. Сейчас уже невозможно представить современный клуб без "голов" или сканеров. И чем их будет больше - тем лучше, тем более разнообразные и зрелищные эффекты можно реализовать. Есть также и разумный минимум, ниже которого опускаться нельзя. Для каждой площадки он свой и определяется индивидуально. Поэтому в одном случае лучше сделать ставку на световые центры и музыкально-управляемые приборы, в другом лучше вообще отказаться от идеи строить клуб до лучших времен, все равно ничего хорошего не получится.

Конечно, есть немалый сектор заведений шоу-бизнеса, где можно обойтись минимумом света - это банкетные залы, рестораны, кафе и т. п. Но если заведение позиционируется как клуб - тогда необходимо соблюсти все присущие данному объекту элементы, в том числе и допустимый минимум световых приборов. Клуб с двумя сканерами - это не клуб, а Макдоналдс!

Особое место в номенклатуре световой продукции занимают лазерные системы. Несмотря на значительную стоимость (лазерные указки не рассматриваем!), лазерные шоу считаются одним из самых впечатляющих зрелищ, и это действительно так. Сам по себе лазер погоды не делает, но в комплексе со своей периферией и остальным светом создает ни с чем не сравнимый эффект. Разговоры о якобы имеющихся дешевых эмуляторах не имеют под собой никаких оснований. Эмуляторы действительно имеются, только к лазерному эффекту не имеют никакого отношения. Также как стробирующий сканер или "колор" не заменит настоящего стробоскопа, даже если средняя потребляемая мощность последнего значительно ниже. Впрочем, лично я видел очень толковое применение лазерного эмулятора: "умные головы" из компании HIGH END вмонтировали в него вместо штатной лампы недорогой 0,5 Вт лазерный излучатель. В результате получилась недорогая лазерная система с очень хорошей графикой. Кстати, маломощные излучатели почему-то выпускаются с примитивными системами развертки, поэтому очень трудно найти оправдание для покупки такой системы. Однако применение лазеров ограничено не только их стоимостью и эксплуатационными сложностями, но и рядом требований по технике безопасности и санитарными нормами. Еще один класс оборудования, который почему-то относят к световому - это спецэффекты. Применять их можно в любых вариациях и в любом количестве - конечно в общем контексте заведения, будь то различные дымо-снего-пено и т. п. генераторы или пушки конфетти.

В общем, применимо все при разумном подходе. Но ничто не вечно, господа, особенно световое оборудование. Приборы работают в экстремальном тепловом режиме, вентиляторы гонят через них ядерную смесь углекислоты, пыли и глицерина, пушистый ковер коварной грязи растет день за днем на внутренних поверхностях, проводники двигателей сгибаются сотни раз в минуту… и так почти без перерыва. Проблемы могут начаться уже во время гарантии. Конечно, серьезные брэндовые приборы проявляют завидную стойкость, однако и их надежность напрямую связана со временем эксплуатации. Так что к неисправностям оборудования надо быть готовыми и не воспринимать их как катастрофу. Важно только, чтобы вопрос обслуживания был заранее тщательно проработан. Однако именно эта тема часто обсуждается либо поверхностно, либо совсем выпадает из обсуждения.

Обозначенный в договоре бесплатный гарантийный ремонт почему-то воспринимается многими как бесплатное техническое обслуживание. Будьте бдительны, по этому пункту лампочки вам никто не приедет менять, неисправные гарантийные приборы чаще всего придется самостоятельно демонтировать и везти в ремонт. Пока бесплатный. Возиться с заменой перегоревших ламп и снятием неисправных приборов придется местному персоналу. Однако часто можно видеть инсталлированные приборы на такой немыслимой высоте, что вообще непонятно, как к ним подобраться. Обычно замену ламп вменяют в обязанность LM . И в таких ситуациях часто лайтмастером работает не профи, а какая-нибудь "сорвиголова", т. к. профессиональный LM не станет совмещать (да еще бесплатно!) должность камикадзе. А если нужно снять прибор для ремонта? Как показывает практика, лучше все-таки задействовать свой технический персонал - при должной организации это гораздо удобнее и быстрее. Новый клуб обычно расписан по минутам, и постоянное согласование времени с обслуживающей фирмой, вынужденный простой, расходы на обслуживание и т. д. очень быстро начнут действовать на нервы. Поэтому просто необходимо продумать заранее технологию сервисного обслуживания и, по возможности, ремонта своими силами. Лучше решить эту проблему на стадии проектирования раз и навсегда, например, с помощью опускающихся ферм, специальных мостков, разборных башен и т. п. Конечно это повлечет некоторые дополнительные расходы, однако оно того стоит.

Так уж повелось, что окончательные решения обычно принимают сверхнекомпетентные в данных вопросах люди, поэтому не стоит предлагать им варианты выбора, выберут наихудший. Все варианты надо проработать на профессиональном уровне компетентным составом и синтезировать один, самый лучший и оптимальный. Который и предоставить для утверждения вместе с безупречной мотивацией данного выбора. Только так можно добиться хоть какой-то эволюции по части технического воплощения современных клубных тенденций. Чтобы свет ставили не потому, что так принято, а потому, что это совершенно необходимый компонент в ураганном коктейле клубных эмоций. Чтобы световые и прочие инсталляции можно было назвать неотъемлемой частью нашей клубной культуры, а не только поддержкой Западных производителей и их отечественных дистрибьюторов.

Источник: install.soundmaster.ua